Городской пейзаж переживает многовековую историю. Появившись как фон, или вид из окна в живописных произведениях, в эпоху Возрождения, с изобретением линейной перспективы постепенно начинал играть все большую роль. В XVII веке в Нидерландах городской пейзаж выделился в самостоятельный жанр и постепенно распространился на всю Европу, где в каждой стране имел свои национальные особенности.
В России основоположником городского пейзажа был Федор Яковлевич Алексеев (1753-1824). В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Санкт-Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни. Каждый период развития изобразительного искусства вносил свою лепту в живописную трактовку городского пейзажа, от точных и детально прописанных архитектурных мотивов, до ярких экспрессивных образов навеянных воображением художников.
В основу выставки, посвященной Ростовскому городскому пейзажу, легли живописные произведения из коллекции музея и также картины современных мастеров, работающих в этом жанре В экспозиции можно отметить определенную ретроспективу видения городского мотива разных лет создания, начиная с самой ранней работы, датируемой 1927 годом и заканчивая 2000-ми годами. Художники, в свойственной им манере, отображают увиденное, придавая городским видам свой характер, состояние и настроение. Предметом вдохновения служат большие улицы и площади города, узнаваемые памятники архитектуры и маленькие дворики с их верандами, лестница-ми и балконами. Именно так запечатлел Ростовский дворик художник первой половины ХХ века Сергей Карпович Гампарцумов. Маленький по формату фрагмент с зеленой деревянной верандой, наружной лестницей и большим окном соседнего дома, он словно вобрал в себя дух типичных коммуналок с почти совместным бытом и досугом того времени. Картины А.Н. Карпуна: «Теплый день. Буденовский проспект», «Зима в Ростове» и «Мартовское солнце. Парк Собино» погружают зрителя в атмосферу 50-х годов прошлого века. Художник точно передает состояние природы, погружая каждый мотив в холодную цветовую палитру, отражающую морозную и слякотную погоду столь характерную для ростовской зимы и межсезонья. Улица Красноармейская с высоты окон последнего этажа одного из новых домов в картине Валентина Федоровича Щебланова, где в ярких лаконичных красках художник передал радостную атмосферу ленинского субботника с большим количеством народа, облагораживающим улицы родного города. Очень популярным в середине ХХ века стал индустриальный мотив. В.Н. Аверичев в насыщенной и немного напряженной палитре геометрическими формами показал левый берег Дона с полуцилиндрами ростовского элеватора.
Многие мастера вносят в городской пейзаж ноты лиризма и поэзии, которая сквозит в старых домах и улицах Ростова. Город неотъемлем от его жителей и, хотя самих ростовчан мы почти не видим, каждая улица обжита и в каждом окне моно почувствовать тихий уют домашнего очага.
Выставка посвящена дню города и призвана подарить каждому зрителю частичку родного и любимого Ростова.