19 декабря 2013 - 27 января 2014
Во всем мире развитие верхового коневодства теснейшим образом было связано с армией, с кавалерией. И конкретные требования к верховой лошади диктовались, прежде всего, особенностями ведения боевых действий. Закованному в тяжелые латы рыцарю, нужна была не столько резвая, сколько сильная и выносливая лошадь. Европейские, как их называли холоднокровные лошади, вполне отвечали этим требованиям. Для конницы народов Средней и Малой Азии исключительно важна была выносливость, ей приходилось преодолевать большие пространства, при скудных водных и кормовых ресурсах. Но уже при Наполеоновских войнах требования к мобильности кавалерии повышаются. Уже тогда европейцы обратили внимание на русскую кавалерию, в частности на казачью конницу. Мобильные, стремительные казачьи соединения сыграли свою положительную роль не только в исходе Бородинской битвы, но и на протяжении всей военной кампании изрядно вредили противнику. И что особенно впечатлило казаки на своих лошадях пришли в Европу и на них же возвратились к себе на Дон. И это не случайно к 1812 г. по инициативе М.И. Платова начало успешно развиваться задонское коннозаводство.
Вся история донской породы связана с армией, с кавалерией. Дончак появился как служивая военная лошадь и исправно нес на протяжении почти трех столетий военную службу. Частное задонское коннозаводство своим развитием и самим фактом своего существования целиком и полностью обязано военному ведомству Российской империи. Основной целью восстановления коннозаводства на юге России после революции 1917 г. было обеспечение красной кавалерии конским составом. Первым коннозаводчиком на Дону был атаман Платов, во главе советского верхового коннозаводства стоял маршал С.М. Буденный. Когда началась война в 1941 г., военные конные заводы, в числе других особо важных предприятий, были спешно эвакуированы за Волгу, в Западный Казахстан где они пробыли до 1943 г. В течение всей войны заводы бесперебойно поставляли лошадей в армию, на фронт.
Наряду с военным использованием, у себя на родине, на Дону, дончаки использовались для разъездов, как под верхом, так и в легких экипажах — тачанках, в парных и четвериковых упряжках. Для таких работ использовали только жеребцов или меринов. Работать на кобылах было не принято. На тяжелых сельскохозяйственных работах — пахоте, бороновании, перевозке грузов — предпочтение отдавалось быкам Родиной донской лошади были южно-русские степи, примыкавшие к Дону. В глубокой древности здесь кочевали скифы, сарматы, аланы. В I веке нашей эры после победы над аланами сюда вторглись гунны. Уже во II веке нашей эры история упоминает хазаров, занимавших земли к северу от Кавказского хребта. На смену хазарам из Средней Азии в южно-русские степи в XI веке переселились печенеги, торки, ногайцы, а затем половцы, или кыпчаки — кочевые народы тюркского происхождения. Монгольское нашествие на Европу началось в XIII веке. После завоевания южно-русских степей монголами произошел процесс слияния кочевников-половцев с кочевниками-монголами. Этот исторический процесс несомненно должен был сопровождаться взаимным смешением отродий лошадей.
После объединения Московского государства и падения татарского господства широко развивается торговля лошадьми, которые пригоняются в Москву из ногайских кочевий десятками тысяч голов. Костомаров указывает, что количество ежегодно пригоняемых в Москву лошадей доходило до 50000 и более. В XVIII веке начинается быстрый упадок ногайского коневодства. В борьбе за Волгу, Каспийское и Азовское моря Московское государство подчинило себе казанское и астраханское ханства и почти истребило ногайцев. Наследниками и преемниками ногайского коневодства явились ближайшие соседи ногайцев — донские казаки и отчасти Монгольское слово «кайсак» означало легко вооруженного всадника-воина. Население городов находило себе защиту от кочевников за стенами городов, в которых содержалось хорошо вооруженное войско, а те группы населения, которые силой экономических и политических обстоятельств были вытеснены из центральных областей страны и городов в степные окраины, должны были находить свой способ защиты от кочевников. Часто сталкиваясь с воинственными азиатами-наездниками, они усвоили себе от них вооружение, приемы борьбы и само название «казаков». Постепенно возникало русское казачество, которое охраняло границы Московского государства.
Казачий конь становится важнейшим атрибутом казачьей жизни, в многочисленных песнях он упоминается как верный друг казака, он называется «ветроногим», воспевается его быстрота, выносливость и привязанность к хозяину. Карамзин описывает казаков как людей неустрашимых в ратном деле, природных конников и наездников. Тянувшиеся не одно столетие непрерывные стычки казаков с ногайцами при успешном исходе давали казакам богатую добычу, в том числе и знаменитых ногайских коней.
Первые оседлые поселения на Дону относятся к глубокой древности. С 1549 года название «донские казаки» начинает уже встречаться в официальных документах Московского государства. Во второй половине 17 века начинается устойчивый рост донского казачества, а вместе с ростом населения увеличивалось и конское поголовье на Дону. В войне 1812 года с Наполеоном Донское войско выставило 60000 всадников. С конца 18 века задонская степь была предоставлена в бесплатное пользование каждому казаку, разводящему лошадей. На базе станичных табунов начинают зарождаться табунные конские заводы.
Первый крупный конный завод основал в Задонье в 70-х годах 18 века атаман Платов. Концентрация коннозаводства в руках крупных и богатых коннозаводчиков, располагавших большими средствами, создало условия для привода в Задонье извне ценных производителей разных пород, что способствовало качественному улучшению донской лошади. Донская лошадь появляется все чаще на конском рынке России, она начинает поступать в армию. Они вытесняла более дорогую лошадь верховых конных Эта казачья донская лошадь и стала родоначальницей донской породы. На формирование донской лошади оказали влияние персидские, карабахские, туркменские, английские чистокровные, арабские производители, которые в довольно значительном количестве имелись в частных заводах.
Ни одна порода, за исключением чистокровной верховой, не оказала такого большого влияния на развитие верхового коневодства нашей страны, как донская. Помимо буденновской породы, она играла важную роль не только при создании кустанайской, новокиргизской, кушумской пород, но и в улучшении верхового рабочепользовательного коневодства страны в целом.
Традиционно в работе с донской породой придавалось большое значение культивированию крупности, широкотелости, костистости. Сегодня средние промеры производителей составляют 166-195-21,5, маток — 165-195-20,8. Современные дончаки мономастны. Однако, единственная рыжая масть имеет множество оттенков. Всего насчитывается 10 вариантов различных оттенков рыжей масти. Особо ценится своеобразный золотистый отлив шерсти, который донская порода унаследовала от своих предков восточного корня. Золотистость придает лошади особую Сегодня, когда роль лошади во всем мире существенно изменилась, дончаки с успехом применяются в дистанционных пробегах, в туризме, как хобби-лошадь, а также используются в классических видах конного спорта (конкур, выездка, троеборье). В последние годы резко сократилось племенное поголовье лошадей донской породы. В последнее десятилетие в двух конных заводах, где было сосредоточено основное племенное ядро породы (Зимовниковском и им. Буденного) насчитывается 108 маток. Но в этом году началось полное расформирование Зимовниковского завода. Радует тот факт, что появляются люди, неравнодушные к этой удивительной породе. Одним их них является Павел Олегович Мощалков, который собрал в своем хозяйстве прекрасное маточное поголовье. Для популяризации этой великолепной лошади по инициативе коннозаводчика донской породы лошадей П.О. Мощалкова было разработано предложение по осуществлению в 2012 году конного перехода Москва-Париж по маршруту движения казачьих частей атамана М.И. Платова.